Статья из областного ежемесячного журнала «Смоленск»
В Москве прошла IX торжественная церемония награждения Национальной премией «Гражданская инициатива». В первой номинации «Ростки новой власти», открывшей церемонию награждения, лучшим стал проект Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России «Международная школа дизайна архитектурно-исторической среды». Председатель счётной палаты России, председатель большого жюри Национальной премии «Гражданская инициатива» Алексей Кудрин торжественно вручил руководителям проекта Юрию Трусову и Олегу Симоненкову хрустальный символ премии и диплом.
«Международная школа дизайна архитектурно-исторической среды» (ДизАрхИст) основана в 2019 году и за этот период уже дважды получила поддержку Фонда Президентских Грантов. За время работы участники школы создали более 50 проектов и концепций по приспособлению и бережному использованию Смоленской крепости. Проведена большая исследовательская работа. Проект способствовал развитию комфортной городской среды в регионе и обратил пристальное внимание общественности и властей на памятник истории и культуры федерального значения — Смоленскую крепость.
Об этом проекте мы подробно рассказывали в статье о юбилейной выставке профессора кафедры дизайна СмолГУ, Заслуженного работника культуры РФ Юрия Трусова в №5 за май 2021 года. Позволю себе здесь привести цитату из того интервью: «Два года с коллегами занимаюсь осуществлением президентского гранта по приспособлению прясел Смоленской крепости для активного городского использования. Все мы понимаем, что после реставрации хорошо бы использовать стену, чтобы на этой исторической территории был организован активный и пассивный отдых горожан. В Зарайске, Коломне, Туле давно уже пошли по этому пути, чтобы активно использовать древние памятники. В этом Смоленск очень сильно уступает. Туристы и молодежь этих городов проводят досуг на благоустроенных исторических территориях. Это очень красиво, интересно, да еще эффект патриотического воспитания достигается. К сожалению, у нас этого нет.
По гранту мы уже выполнили 33 проекта. Совместно с белорусскими дизайнерами собралась очень хорошая команда. В ней председатель Союза Олег Симоненков, Елена Агафонова, занимающаяся сферой туризма, Ольга Гордеева, которая прочитала серию лекций по законодательству, связанному с работой на исторических территориях, историк Игорь Шкурлов. И Смоленский государственный университет был у нас партнером. В этом году такой же проект состоялся, он был посвящен созданию музеев в Смоленской крепостной стене. У нас даже появился реальный заказчик Пиляк Сергей Александрович. Он возглавляет музей «Смоленская крепость», кандидат архитектурных наук, составил нам техническое задание. По нему мы подготовили 16 концепций музейного использования башен и прясел крепости и прилегающих территорий. В башне Орел, например, предлагается открыть музей истории артиллерии. Вот в Туле мы посмотрели экспонаты, многие из которых не являются оригиналами, а просто имитируют автоматы, пушки и другое оружие».
Работа смолян и белорусов получила высочайшую оценку жюри национальной премии «Гражданская инициатива». Конкурс оценивает диалоги представителей гражданского общества и власти. Энтузиасты НКО, волонтеры и другие общественники предлагают массу идей для реализации властями. И очень приятно, что проект членов Союза дизайнеров из Смоленска занял первое место.
— Мы нашу работу начинали, не думая о наградах,- сказал в интервью главному редактору журнала «Смоленск» Юрий Трусов.- Тем более, не рассчитывали, что нас будут чествовать в престижной «Новой опере». До последнего момента участники церемонии не знали, кто победит. Олег Симоненков поднялся на сцену, а мой голос был за кадром на ролике, который был продемонстрирован во время награждения. Конечно, высокая награда для нас очень важна. Потому что мы считаем, что наш проект недооценен. Мы надеялись на то, что заложенные в нашей работе идеи лягут в основу реальных проектов, которые будут воплощены на исторических площадках, примыкающих к Смоленской крепостной стене, и в самой стене, и в башнях. Но этого не произошло. И это вызвало большое огорчение и разочарование. Я все-таки ожидал, что и властные структуры, и бизнес загорятся, вдохновятся идеями и начнут их осуществлять. Здесь город мог бы и денег заработать, и сохранить историческое наследие. А что нам еще в Смоленске сохранять? Стена — чуть ли не единственное богатство на века. Вокруг него и нужно работать, чтобы провести благоустройство с освещением, скамеечками и т.д. Но не только. Наш проект имеет также большой культурно — просветительский смысл, кроме благоустройства исторической территории. Необходимо установить современные информационные системы, органично вписанные в историческую среду, рассказывающие о событиях, происходивших на этом месте. Мы хотели создать условия для того, чтобы молодежь познавала историю, находясь на этой территории.
Расскажу о том, как мы вышли на этот проект. На экскурсии по городу после одного из мероприятий, в котором участвовали гости из Союза дизайнеров Республики Беларусь и гости из Москвы, все были удручены состоянием крепостной стены. И нам сделали упрек: а почему смоленское отделение Союза дизайнеров ничего не делает для города, для сохранения этого великолепного главного богатства Смоленска? Вот после такой критики мы и решили создать «Международную школу дизайна архитектурной среды». Белорусские дизайнеры тоже активно откликнулись, потому что Смоленск – это часть и их истории. В войнах вокруг стены пращуры современных белорусов тоже участвовали — только в составе противоборствующей стороны.
Ни один уважающий себя профессионал-дизайнер не пройдет мимо такой грандиозной темы, мимо возможности поработать над таким объектом, как Смоленская крепостная стена. Наши белорусские коллеги оставили свои дела, заказы, которые сулили большие деньги, и потратили драгоценное время на работу в нашей школе. Кроме дизайнеров, в коллектив вошли специалисты по туризму, по законодательству, историки. Мы ознакомились с опытом использования подобных объектов в других городах. Словом, была проведена большая и кропотливая работа. Мы показали свою работу главе города. Знаю, что и губернатор в курсе прошедших обсуждений проекта. У меня все-таки есть надежда на то, что торжественная церемония награждения нас престижной Национальной премией гражданской инициативы, авторитет Алексея Леонидовича Кудрина послужат своеобразным толчком к тому, чтобы идеи проекта были осуществлены на практике.
Ведь что такое реставрация? Это восстановление архитектурного облика. Вот заменят разрушенные кирпичи, и это очень хорошо, а дальше что? В Смоленске уже был, на мой взгляд, печальный опыт реставрационных мастерских. «Благополучно» сгнили деревянные шатры, деревянные крыши, а стена как стояла бесхозной, так и осталась в таком состоянии. Поэтому нам всем, смолянам, нужно не упустить второй данный нам шанс для того, чтобы памятник зажил новой современной городской жизнью, бережно сохраняя свой первоначальный облик.
В Западной Европе в замках живут люди. Туда разрешен доступ посетителей. В крепостях размещены музеи. Это и есть новая жизнь. Не просто стоит стена, которая всех впечатляет, которой все восхищаются. Но сегодня зайти на эту стену практически невозможно, музееификация тоже недостаточно активно развивается. Хотя во второй части нашего проекта участвовал Сергей Александрович Пиляк. И ему большое спасибо за то, что он согласился стать одним из нас. Мы надеемся на его опыт и знания в дальнейшей работе по созданию музеев в башнях и на пряслах стены.
Современный язык подачи у дизайнера – это компьютерная фотовизуализация. Этот язык очень понятен даже для неподготовленного зрителя. И здесь разночтений быть не может. Мы предлагаем конкретные изображения, зафиксированные в фотографиях и рисунках. Не просто собрались на конференцию, чтобы порассуждать о проблеме или высказать идеи, а показали изображения, понятные всем. Мы устраивали выставки в КВЦ, в СмолГУ, в строительном колледже. Выставки также проводились на улицах – вот сейчас, например, на улице Коммунистической размещена выставка по музеификации стены. Ранее в парке «Лопатинский сад» тоже подобная выставка размещалась. Это, по сути, обсуждение проекта гражданами города, чтобы каждый мог посмотреть, составить мнение, что-то дополнить. И тут уже действительно получается гражданская инициатива. Создается большая группа неравнодушных людей, которая вносит свои предложения, дополняет проекты дизайнеров. А мы – инициативная группа, начинавшая с нуля.
— Знаю, что во Франции государство доплачивает собственникам старинных замков за то, что они содержат здания в хорошем состоянии.
— Это нормальная практика. Нечто подобное мы и предлагаем. Чтобы не стояли исторические объекты, как иконы, а чтобы бурлила жизнь внутри этих сооружений. Почему не разрешить экскурсионные прогулки по стене? Ведь это уникальная смотровая площадка. С прясел открываются великолепные виды. Такие живописные холмы редко где в России можно увидеть. Это именно тот объект, который бы мог ввести Смоленск в число самых привлекательных туристических центров. Он был бы в России и в мире на слуху, сюда бы толпами направлялись туристы, в том числе и зарубежные, потому что трасса М-1 рядом. Конечно. Потребуется большое количество пятизвездочных гостиниц и вся необходимая инфраструктура. А то, ради чего все это создавать, у нас есть. Вот мы и занялись разработкой концепций, рассказывающих о том, как можно использовать главное историческое богатство Смоленска, и наглядно это показали. Всплеск неподдельного энтузиазма, когда люди на два года оставили остальные дела и завершили, не побоюсь этого слова, уникальный проект, останется в нашей памяти на всю оставшуюся жизнь. Будет, что вспомнить: изданы буклеты, все зафиксировано. Теперь ждем, когда же наш проект получит реальное воплощение в конкретном обустройстве исторической территории, стен и прясел ожерелья России, как издревле называли это творение зодчего Федора Коня.
— Юрий Викторович, а что предшествовало «финальному аккорду» — получению первой премии из рук Алексея Леонидовича Кудрина?
— Сначала была региональная часть отбора номинантов национальной премии. Во втором всероссийском этапе работали независимые эксперты, на которых не могли оказать влияние лоббисты с мест. Это говорит о том, что наш проект получил высокую оценку за исполнение, за идею, и за тему. Это не просто волонтерское движение. Хотя мы тоже волонтеры, но волонтеры духа, воплощающие идеи в конкретные предложения.
— Толчок с присуждением проекту национальной премии гражданской инициативы действительно может побудить власти приступить к его осуществлению.
— Мы очень на это надеемся.
Comments are closed.